Главная

Про книги

Про работу

Про фото

Про ссылки

Про форум и прочее

Гостевая

Начинаем работать.

Выбор шрифта.
Когда я решил сам печатать книги то сначала я решил определиться со шрифтом, которым буду печатать. Я взял небольшой кусок текста примерно на страницу и распечатал его разными шрифтами и разными размерами. Из теории известно, что легче всего читаются шрифты с засечками, такие как TimesNewRoman (посмотрите любую хорошо сделанную книгу). После обсуждений распечатанных образцов я решил остановится на обычном шрифте TimesNewRoman размером в 10 пунктов. В пользу этого шрифта говорило то, что он есть везде, на всех компьютерах. Признаюсь, у меня были вначале некоторые сомнения в пользу шрифта Antiqua. Он немного по другому выглядит и является более экономным в расходовании тонера. Но шрифт Antiqua надо было устанавливать отдельно, а печатал я вначале на чужом компьютере и решил использовать TimesNewRoman. Размер шрифта более 10 пунктов мне показался велик – как в букваре, а менее 10 — плохо читается. Все пробы я печатал на лазернике и на белой офисной бумаге.

Бумага.
Если печатать на обычной офисной бумаге плотностью 80 грамм на квадратный метр то книга будет очень толстая и как-то уж очень плотная (у меня это вызывало ассоциации с букварем). Я остановился на бумаге в 65 г/м. Она чуть тоньше, но хорошо выглядит (правда потом, при чтении самодельных книг я нашел отличие от бумаги, на которой напечатаны типографские книги — моя бумага сильнее коробится даже при слабом попадании влаги, но может быть это особенность именно этой партии, и вообще, нечего читать сидя в ванной).
Если печатать на листе формата А4 (210 на 297 мм) и свернуть лист пополам то получится почти стандартная книга (формат А5 — 210 мм в высоту на 148 в ширину). Во всяком случае на глаз это отличие почти не заметно.

Дополнения:

??? здесь будут фото пачек бумаги

Последнюю партию книг печатал на бумаге 55 г/кв.м. Тоже нормально.

Подготовка текста.
Для последующей верстки надо было подготовить текст: убрать из него символы переноса строк, лишние строки, символы перевода строк и т.п. Я использовал комплект макросов Антона Орлова «Верстка текста книжкой». Он легко доступен в интернете. Я открывал текст в Word-е и запускал макрос «Convert Dos Text». Он выполняет всю черновую работу (лишние переносы, форматирование текста) и наводит порядок со знаками препинания: перед запятыми и точками пробел убирает а после ставит.

??? макрос тут нужен?

 

Верстка.
Верстал я в программе Adobe Pagemaker 6.51 rus. Почему в ней? Было несколько вариантов: делать это все прямо в Ворде, с помощью того же макроса «Верстка текста книжкой». Но так можно делать только маленькие брошюры. При больших объемах текста Ворд жутко тормозит — попробуйте, если интересно обработать макросом и потом работать с текстом в 400-600 страниц. Это даже если чистый текст без картинок. И макрос не дает такой точности при верстке как специализированные программы. Все-таки это текстовый редактор. Из программ для верстки были QuarkXpress и PageMaker. Выбор остановился на PageMaker 6.51 потому что именно в нем у меня были уже установлены плагины, в том числе главный — для спуска полос (чуть позже объясню, что это такое).
То есть если бы я стал пользоваться QuarkXpress-ом то мне бы пришлось искать и устанавливать плагин для спуска полос самостоятельно. Штука это редкая. Знакомых в полиграфии у меня нет, потому остановился на PageMaker-е. Сразу скажу, что мне до сих пор нравится эта очень старая версия замечательной программы. Правда, надо признать, что управление там очень не майкрософтовское, то есть немного не обычный интерфейс.
Итак: установил программу Adobe Pagemaker 6.51 на своем компьютере, где верстал и на том где буду печатать.
Из более новых программ - Adobe InDesign CS CE v3.0 — это тот же Pagemaker, но более новый.

Дополнения.

Наверное, я сам еще не пробовал, лучше начинать верстать сразу в InDesign-е. Там гораздо лучше реализована возможность копирования из Word-а и вероятно, работать будет быстрее. PageMaker 6-51 на компьютере Intel Pentium 4 HT с 1Gb RAM работает гораздо (в несколько раз) медленне чем на старом Celeron 400.

!!! ВАЖНО !!! Все файлы которые вы будете использовать в верстке – имена текстовых файлов, имена файлов с картинками, имена полученных файлов PageMaker-a лучше использовать только формата 8-3: имя файла состоит не более чем из 8 английских букв и цифр, расширение из трех. Связано это с тем, что иначе не пройдет операция спуска полос. Я с этим долго бился, пока не понял в чем дело. Вероятно, что-то в этом плагине не до конца локализовано.

Сразу скажу плохие новости: работая с версией 6.51 PageMaker-a вы не всегда сможете перетащить заботливо нарисованные красивульки из ворда. Только текст. (пробуйте в разных форматах, особенно в RTF) Даже таблицы придется (если надо) рисовать заново. Или вставлять как рисунки. Версия 7.0, насколько я знаю, уже может нормально брать текст с картинками из Ворда.
В PageMaker-е создал несколько основных шаблонов. Все верстаем в формате А5. Шаблоны двусторонние — левый и правый. Один шаблон – без всего, чистый разворот. Второй шаблон — только страницы, третий — страницы и колонтитулы. В колонтитулах я писал автора и название произведения. Если в книге несколько произведений, то несколько шаблонов третьего типа.

??? здесь подробнее

Поля большие, по 20 мм с каждой стороны. Внутри чтобы нормально сгиналось, снаружи под обрезку. После сшивания надо будет обрезать блок.
Заливаем текст в книгу. Вставляем нужные иллюстрации. Рассказывать как именно работать в программе верстки не буду — это, как говорится, тема отдельного разговора. В принципе это легко и минут за 10 вы разберетесь, как это делать.
PageMaker не поддерживает количество страниц в тетрадке более 16. Так что с этим придется мириться. В принципе это и неплохо, только сшивать придется больше тетрадок. При верстке сразу смотрите на количество страниц. Надо чтобы оно было кратно 16. Можно их будет конечно добавить и потом, при спуске полос, но тогда они будут совсем пустые. Я добавлял по необходимости картинок между повестями. Более умный способ рулить размер расстояния между буквами, но я так делать не стал, потому что не до конца в этом разобрался и текст будет отличаться от нормального. Зато теперь я знаю, почему сейчас в книгах в конце вставляют всякую рекламу — да потому что у них место остается!
Сверстали макет формата А5, число страниц кратно 16. Расставили иллюстрации, сделали содержание, в общем, все, что хотели.
Кстати, начало книги должно выглядеть так:

???? вставить первые страниц 8

Если взять любую нормальную книгу, то там будет именно такое расположение начальных страниц.

Начинаем тот самый спуск полос. Термин это чисто типографский, потому объясняю что это: это операция в ходе которой из страничек формата А5 вы получите готовые к печати листы формата А4 на которых страницы будут разбросаны так, чтобы когда вы их сложите по 4 то получилась тетрадка. При этом страницы будут располагаться на листах совсем не по порядку.
Запускаете спуск полос, если вы выполнили мою рекомендацию по именам файлов то через некоторый промежуток времени (к сожалению, иногда 10-20 минут) вы получите новый файл, где на одном большом листе помещены две страницы. Сохраем его под новым именем.
Этот файл можно печатать.

Я делаю так.

Если принтер без двусторонней печати:

Сначала запускаем нечетные страницы, потом четные.

Сначала запускаю на печать нечетные страниц 10 первых. Потом четных столько же. Если все нормально то продолжаю печатать страниц по 100 за раз. Первый раз — нечетный страницы — кладу сразу пачку предварительно размятой бумаги (скручиваю пачку в рулон, крепко держа одну сторону, чтобы разлепить торцы листов, потом с другой стороны так же).Потом же кладу по одному листу вручную. Иначе если вы положите пачку и пустите печать со второй стороны то если принтер "зажует" лист, потом будет очень долго разбираться с какой именно страницы надо начинать перепечатывать (ведь номера страниц на бумаге и сверстанной публикации будут разные).

Если же вы счастливый обладатель принтера с двусторонней печатью то тогда можно сразу заказывать печать с двух сторон. Про печать на принтере с двусторонней печатью даже говорить не буду — одно удовольствие, кладешь пачку бумаги и получаешь все готовое! На печать посылает сначала страниц 10 (для контроля) а потом страниц по 100. Определите на приактике. Хотя вот реально на HP LJ 1320 и бумаге 55г/м больше 20 страниц за раз посылать не получалось - по технологии бумага выходит из принтера и потом обратно из приемного лотка втягивается внутрь - если в лотке много бумаги то заминается.

Итак — напечатали, и перед вами лежит стопка листов. Сворачиваем пополам и складываем тетрадки. Сгиб протираем-продавливаем чем-то, хоть ручкой.
Заодно это последняя проверка – все ли верно, не пропущены ли страницы, нет ли брака при печати (иногда нормальная на экране страница может напечататься совсем не так, или с явным браком, у меня иногда бывало наложение текста).

Переплет.
Когда я начинал делать книги, то сначала как-то боялся сам переплетать их. Я попробовал два пути и знаю о третьем, о них и расскажу вначале.

Путь первый. Я пошел в нашу местную типографию и договорился с ними, что они переплетут книгу. Сразу скажу, что мне очень не понравилось, как они сделали переплет. Еще в момент разговора с людьми из типографии меня как-то удивило их отношение, с одной стороны они брались делать это и брали за это деньги, но с другой стороны они как-то без энтузиазма это делали. Короче: взяли с меня не много – это хорошо. Но делали они плохо: слабо сшиты тетради, неровно обрезан край блока. А последнюю книгу вообще сделали отвратительно – приклеили без форзацев, сшили еще хуже, чем всегда. Так что вам решать – будете ли вы так делать, если, конечно, есть такая возможность.
Путь второй. Я отдал напечатанные тетрадки переплетчику. Нашел через знакомых человека, который почти профессионально этим занимается. Он переплетает и реставрирует церковные книги. Результат просто поразительный! Превосходно. Все так как надо. Очень хорошо сделанный переплет. Даже торцы блока покрасил. В книге были и капталы и закладка, торец блока был правильно и красиво закруглен. Но так я сделал только одну книгу. И для переплетчика это было не интересно и цена несколько высока. Его работа того стоила, но тогда терялся смысл самостоятельного изготовления книг.
Третий путь. Можно отдать в нормальную типографию для переплета промышленным способом. Они берут все, ничуть не против разовых заказов, но цена более 100 рублей за книгу. Отдавать не стал – далеко (только в Воронеже) и дорого.
А четвертый путь делать все самому.

Итак, решено было все делать самому. Весь процесс переплета состоит из двух почти не связанных операций: сшивание, склеивание, обрезка блока и вклеивание блока в твердую обложку.

Сшивание блока. Перед первым сшиванием я еще раз внимательно прочитал книгу «Кружок переплетного дела». Мне показалось трудным протыкать согнутые тетрадки снаружи в процессе сшивания непосредственно иглой. Я решил перед сшиванием сначала проткнуть все тетради изнутри. Взял рейку, заточил гвозди поострее и пробил ими рейку насквозь.

??? фотографии устройства,

Шесть гвоздей на примерно равном расстоянии. Рейку закреплял, сверху клал тетрадку и легонько ударял по каждому гвоздю деревянной рейкой.

Потом мне сделали более удобное и безопасное устройство.

??? фото

Пробил все тетради. Сшивал обычной белой ниткой, сороковкой наверное. Начал снаружи с крайней тетради. Внутрь-наружу, внутрь-наружу, внутрь-наружу — тетрадь готова, кладем сверху следующую и продолжаем. Тетради притягивал друг к другу.
В общем-то, можно уже приступать проклейке торца блока, но я внес свои изменения в технологию. Дело в том, что по технологии предполагалось при сшивании сразу к торцу блока пришить марлю или прикреплять тесьму. Я делал так — после сшивания блока я взял три кусочка ленты и продел их под все нитки проходящие снаружи сшитого блока. Это делается для того, что бы потом блок был лучше прикреплен к обложке.

??? фото струбцины


После этого сжимал торец блока в вертикальном состоянии и заливал сверху клеем ПВА. Много клея тоже не надо — будет плохо открываться.
Форзацы я делал из более плотной бумаги — приклеивал их к крайним тетрадкам полоской клея в 1-1,5 см.
Каптал. Мне очень хотелось, чтобы в моих книгах был каптал. Как-то с ним красивее смотрится. По технологии описанной в книге у меня ничего хорошего не получилось. Я попросил жену и она взяла кусок ткани, его сложили пополам и в место сгиба проложили тонкую веревочку, а потом этот край с вложенным шнуром обработали на швейной машинке зигзагом. Если разрезать поперек сгиба, то получаются неплохие капталы.
Закладка. Сделать ее не трудно, а вид сильно украшает, да и удобно. Любой понравившийся вам кусок тесьмы подсовывал под нитки, он приклеивался при проклейке блока.

Залитый клеем блок сохнет где-то сутки, потом его можно обрезать. Я обрезал тем дисковым ножом который описан в книге. Нужен острый нож, сноровка и опыт. Обязательно вначале надо потренироваться на не нужной книге или каком-нибудь каталоге.
Думаю можно хорошо обрезать блок и обычным канцелярским ножом с выдвигающимся лезвием. Но надо будет тренироваться.
Высохший и обрезанный с трех сторон блок с торчащими тремя ленточками готов к вставке в твердую обложку.

Обложка. Делал все по книге. Ледерин для оборачивания картона купил в типографии. Картон набрал из коробок для обуви и всяких упаковок. Потом понял что проще купить в той же типографии, он очень дешевый. Сначала вырезал кусок ледерина, на нем размечал места для картона, на него посередине укладывал кусок ситцевой ткани, для повышения прочности, затем три куска картона — две обложки и один на торец через промежутки. Все это промазывал клеем. Потом загибал края ледерина и приклеивал их с внутренней стороны. Всю работу делал на куске пленки, чтобы не бояться испачкать стол. Когда все проклеивал, накрывал другим куском пленки и сверху придавливал (книгами). Оставлял сохнуть на сутки.
Честно скажу — мои обложки получались не то чтобы совсем не красивые, но придраться к ним можно. Еще трудность для меня была в том, что делал книги я редко и с большими промежутками по времени, поэтому успевал забыть, как надо делать и некоторые тонкости (припуски на обложке)
Готовую высохшую обложку очищал, если надо, от следов клея снаружи, продавливал места сгиба книги и вклеивал блок. При вклейке расправлял ленточки, чтобы они ровно лежали и приклеились и к обложке и к форзацу.

На обложку и торец хорошо приклеить напечатанные обложку и название и сверху все это обтянуть еще и самоклеящейся пленкой (клеится утюгом). Практика показала, что лучше для оклейки использовать обычный очень широкий прозарчный скотч. Гораздо лучше выглядит.


назад
Сайт управляется системой uCoz